МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Государственный пожарный надзор и пожарный аудит стали равномерными формами контроля в области пожарной безопасности. В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации наряду с федеральным государственным пожарным надзором, предусмотрены также и иные формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Так, в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, «технический регламент о требованиях пожарной безопасности» независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности».

Как объясняет ВрИО заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Мурманской области подполковник внутренней службы Владислав Любимов, одной из основных целей создания независимой оценки риска явилось снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет снижения количества проверок, осуществляемых органами надзора.

— Позиция МЧС России состоит в том, — пояснил Владислав Анатольевич, — что институт пожарного аудита, основное назначение которого – делегирование полномочий в области пожарного аудита компетентным организациям и экспертам, заслуживает самого пристального внимания. Естественно, данные экспертные организации должны быть аккредитованы.

Хочется отметить, что при поверхностном взгляде на проблему может показаться, что нанимать независимого пожарного аудитора бессмысленно, поскольку ту же самую работу может выполнить инспектор государственного пожарного надзора на безвозмездной основе. Однако следует учесть, что, не уделяя должного внимания обеспечению пожарной безопасности и дождавшись прихода надзорного органа, юридическому лицу придется заплатить штраф за нарушение требований пожарной безопасности в размере от 150 000 до 1 000 000 рублей, тогда как средняя стоимость аудита значительно меньше.

— Таким образом, «платный аудитор» выходит для собственников бизнеса гораздо выгоднее «бесплатного инспектора», — резюмирует Владислав Любимов.

Следует отметить, что в рамках реформирования надзорной деятельности спасательное ведомство проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Одним из ключевых моментов в этом направлении и явилось создание института независимой оценки пожарного риска. Другими словами, система независимой оценки рисков (или коротко — НОР) как раз создавалась с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юрлиц и ИП.

Так, в случае поступления в орган ГПН заключения НОР до утверждения ежегодного плана плановых проверок, плановые проверки в отношении таких объектов защиты проходят по истечении трех лет (исключение составляют объекты защиты, используемые организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности; перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок устанавливаются правительством Российской Федерации).

Таким образом, положительное заключение НОР освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.

Положительное заключение по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска необходимо направить в орган ГПН до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, то есть до момента окончательного формирования и направления ежегодного плана проверок в органы прокуратуры.

В случаях, если в период с момента утверждения плана плановых проверок и до момента непосредственного проведения проверки будет представлен НОР на объект защиты, то указанная плановая проверка проводится в части определения соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования. При несоответствии расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах.

— Независимая оценка пожарного риска проводится экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, — добавил Владислав Любимов. — При этом важно помнить, что экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, если данной организацией на указанном объекте выполнялись другие работы и услуги в области пожарной безопасности, а также если данный объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

По состоянию на первое ноября 2016 года на территории Мурманской области действуют три аккредитованные в установленном порядке организации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска: ООО «Противопожарные системы», ООО «ПожСервис» и ООО «Пожарная безопасность».

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201611048